Владимир Андреев:
Пока
реализаций интеграции СЭД госоргана и СМЭВ не очень много
О развитии систем электронного документооборота в государственных организациях и их роли в создании электронного правительства в интервью CNews рассказал Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн».
CNews: Ведомственные СЭД стали, по сути, бэк-офисом в процессе оказания госуслуг как в электронной форме через портал, так и через систему МФЦ, где первичные документы от заявителей принимаются в бумажной форме. Какое влияние это оказало на требования к СЭД со стороны госведомств?
Владимир Андреев: Обработка обращений граждан и процессов оказания госуслуг - далеко не единственная и, к нашему сожалению, не самая востребованная функция СЭД в настоящее время. У наших партнеров уже много проектов по реализации подобной интеграции, но на организационном уровне все далеко не идеально.
Пока подключение к СМЭВ и порталу госуслуг – это достаточно дорогостоящий проект, а уникальность регламентов обработки различных форм услуг делает его и технически трудоемким, несмотря на проработанные методики. Поэтому пока реализаций интеграции СЭД госоргана и СМЭВ не очень много.
Что касается типовых задач, то и здесь в силу проблем, возникающих при подключении к СМЭВ, большинство организаций предпочитают реализовывать сбор обращений через собственные порталы. В Docsvision, например, имеется готовый коробочный модуль для решения задачи обработки обращений граждан.
Конечно, для интеграции СЭД со СМЭВ она должна быть открыта для расширений, реализовывать развитые средства интеграции и повышения функциональности.
CNews: Готовы ли вендоры и интеграторы предоставить соответствующие решения?
Владимир Андреев: Несмотря на описанные сложности, как я уже отметил, проекты такой интеграции реализуются. Насколько нам известно, большинство ведущих поставщиков СЭД (Docsvision, в частности) имеют готовые продуктизированные модули или проектные решения, упрощающие подобную интеграцию.
CNews: Кто является основным заказчиком ECM – федеральные, региональные или муниципальные госструктуры?
Владимир Андреев: В нашем портфеле есть примеры внедрений во все перечисленные типы госструктур, автоматизация документооборота реализуется сейчас практически повсеместно. Размер проекта и его сложность зависят не столько от типа структуры, сколько от ее размера, возможностей финансирования подобной автоматизации и воли руководства к решению данной задачи.
CNews: Каковы особенности внедрения решений в госструктурах разных уровней – федерального, регионального, муниципального?
Владимир Андреев: Особенности, безусловно, есть. Например, организация безбумажного межведомственного документооборота и автоматизация госуслуг (соответственно, интеграция с МЭДО и СМЭВ) реализуется Федеральными органами исполнительной власти и ведомствами.
С другой стороны, в муниципальных госструктурах можно увидеть многообразие вариантов использования СЭД для автоматизации различных прикладных задач. Но базовые задачи – повышение исполнительской дисциплины, автоматизация работы с электронными документами, то есть основная специализация СЭД, - присутствуют во всех типах структур. Также мы столкнулись с острой потребностью руководства городских администраций в средствах ситуативного управления и контроля, реализуемого с помощью технологий Case Management.
CNews: Готовы ли госведомства к использованию облачных решений? Что сдерживает переход к облакам?
Владимир Андреев: Смотря, что считать облачными решениями. Технологии межведомственного взаимодействия и безбумажного документооборота естественным образом могут быть реализованы только на базе непроприетарных решений и облачных сервисов. Коей и является, например, СМЭВ.
Можно смело заявлять о переходе госорганов в облака. С другой стороны, пока (а мы такое предложение реализовали) переход на использование ведомственной СЭД в режим SaaS энтузиазма у гос.заказчиков, как и у корпоративного сектора, не вызвало.
Скорее, в ближайшее время будут востребованы частные облачные решения для автоматизации распределенных госструктур с большой филиальной сетью. У нас есть несколько пилотных проектов в данном направлении. Здесь облачные технологии наиболее уместны, могут дать огромный выигрыш в цене, а иногда являются единственно возможным решением. К услугам SaaS могут прибегать организации, для которых внедрение СЭД даже небольшого масштаба оказывается непосильной задачей.
CNews: Распоряжение Правительства от 11 июня 2013 г. № 953-р утвердило план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение качества регуляторной среды для бизнеса". Реализация этого плана, в том числе и в отношении внедрения СЭД, состоит из двух частей: юридической и технологической. Хотелось бы узнать ваше мнение о реалистичности этих планов и возможных «подводных камнях».
Владимир Андреев: Эта «дорожная карта» представляется наиболее реалистичным проектом за всю историю нашего взаимодействия с органами гос. власти. Мы участвуем в работе экспертного совета при Минсвязи и уже можем видеть первые результаты этой работы - сформирована рабочая группа, имеются первые согласованные документы. На самом деле, многие недооценивают масштаб необходимых изменений, так что сроки, обозначенные в этом документе, достаточно взвешенные.
Основным камнем преткновения может стать, как всегда, изменение приоритетов и ослабление воли руководства к решению данной задачи. Другой потенциальной проблемой может стать возврат к идее реализовать все и сразу в одном мегапроекте - идея, уже много раз поднимавшаяся, но, на наш взгляд, бесперспективная в рамках такой сложной структуры, как российское гос. управление. В этом контексте можно сожалеть, что мы не Эстония. Пока же мы можем констатировать наличие воли и достаточно грамотное руководство процессом со стороны коллег из министерства.
CNews: Расскажите о самом интересном проекте, реализованном вашей компанией для госсектора. Какие основные технологии были использованы?
Владимир Андреев: Большое количество проектов разной степени сложности и масштаба реализовано нашими партнерами на базе системы Docsvision в самых различных гос. организациях. Мне на ум приходит проект по автоматизации администрации города Екатеринбурга, реализованный компанией «Юнисофт». Наверное, больше всего он интересен грамотным руководством и работой команды заказчика, а также наличием видения долгосрочного развития проекта. В нём, помимо системы Docsvision, используются самые различные смежные технологии: электронная подпись, средства сканирования и распознавания документов, портальное решение, средства мобильного доступа и пр.
CNews: Каковы планы вашей компании на 2013-2014 гг.?
Владимир Андреев: Прежде всего, из направления развития продукта можно отметить расширение линейки мобильных решений, развитие технологий распределенной работы (в частности, средства организации частных облачных сервисов), развитие линейки законченных приложений, средств ситуативного управления. И, конечно же, включение в платформу средств для поддержки требований, которые будут формулироваться в рамках движения по упомянутой выше «дорожной карте».